Архитектура Белого города в виртуальной реальности

Архитектура Белого города в виртуальной реальности

Как изменения рельефа повлияли на строение Белого города – центра Москвы

Леонид Иосифович Бородкин, историк, доктор исторических
наук, профессор, член-корреспондент РАН, заведующий кафедры
исторической информатики МГУ, руководитель Центра экономической
истории, специалист в области применения математических методов в
исторических исследованиях, один из основоположников клиодинамики
(область исследований, основанная на математическом моделировании
социально-исторических процессов) в рамках всероссийского
фестиваля NAUKA 0+ выступил со своей лекцией на
тему: 
«Реконструкция
исторического ландшафта Белого города Москвы: технологии
3D-моделирования и виртуальной реальности».

В ходе выступления Леонид Иосифович рассказал и наглядно
продемонстрировал как выглядел исторический ландшафт Белого
города Москвы и как он развивался в
период XVI-XVIII веков. Ученый подробно рассказал о
реконструкции с помощью современных IT-технологий,
позволяющих совершить виртуальный тур по Белому городу в
воссозданной среде.

«Для нас очень важно, чтобы реконструируемый виртуально
объект был бы хорошо представлен историческими источниками.
<…> В таких проектах, о которых мы говорим, принципиальное
значение имеет мультидисциплинарный состав участников таких
проектов. Сюда входят историки, географы, геологи,
археологи, 
IT-специалисты, архитекторы,
реставраторы»,
 – отметил Леонид Иосифович. 

Архитектура Белого города в виртуальной реальности

Из презентации Леонида Бородкина

Говоря о ландшафте Белого города, ученый делает акцент и на
сложности рельефа в те времена. Между храмовых зданий
были большие холмы и овраги, что говорило о разноплановом уровне
центра Москвы. В ходе исследования архитектурная проекция может
показать историческую застройку, которая стояла на этой
территории, и которая эволюционировала за время
с XVI по XVIII века. 

Архитектура Белого города в виртуальной реальности

Из презентации Леонида Бородкина

«Таким образом, задача состояла в выяснении того, как менялся
рельеф центра Москвы в течение этих веков. И она требует
получения данных археологических раскопок и геологических
шурфов, которые на территории Москвы находятся в большом
количестве»,
 – подчеркнул Леонид Бородкин.

Для построения виртуальной реальности и 3D-моделирования были
использованы основные источники, позволяющие реконструировать
исторический ландшафт центра Москвы. Это общегородские
планы (XVIII – начало XXI вв.), текстовые
документы (информация о владельцах и размере дворов), планы
и чертежи отдельных владений (XVIII –
начало XIX вв.), а также планы и фасады всех
прилегающих зданий. Вся собранная информация стала ключевым
источником в создании 3D-карты с помощью QGIS-программы,
которая воссоздала историческую архитектуру Белого города.
Благодаря трехмерной GIS-карте можно увидеть здания, улицы и
переулки XVIII – начала XIX веков, а также
рассмотреть разницу рельефа, его изменения тех времен. 

Архитектура Белого города в виртуальной реальности

Из презентации Леонида Бородкина

Смотрим лекцию Леонида Иосифовича Бородкина на всероссийском
фестивале NAUKA 0+ 

Леонид Бородкин: «Реконструкция исторического ландшафта Белого города Москвы: технологии 3D-моделирования и виртуальной реальности»

Фото Леонида
Иосифовича Бородкина

Источник: Фестиваль NAUKA 0+

Источник: scientificrussia.ru