Исследования на животных показали, что каждый вариант, из которых мы выбираем, активирует определенный набор нейронов в головном мозге. Чем привлекательнее предложение, тем быстрее срабатывают соответствующие нейроны.
Когда вы стоите перед выбором – например, съесть на
десерт мороженое или шоколадный торт, – и взвешиваете варианты,
работают клетки мозга. Исследования на животных показали, что
каждый вариант активирует определенный набор нейронов в головном
мозге. Чем привлекательнее предложение, тем быстрее срабатывают
соответствующие нейроны. Результаты исследования, опубликованные в
журнале Nature, могут помочь в изучении зависимости,
расстройств пищевого поведения и других психоневрологических
состояний, связанных с неправильным принятием решений. Новость
появилась на
научном портале EurekAlert!.
Исследование на обезьянах, проведенное учеными из Медицинской
школы Вашингтонского университета в Сент-Луисе (США), показало,
что активность нейронов кодирует ценность вариантов и определяет
окончательное решение. Чтобы изучить связь между ценностями и
поведением выбора, ученые провели два эксперимента.
В одном эксперименте исследователи несколько раз давали
обезьянам по два напитка и записывали выбор животных.
Подопытным предложили лимонад, виноградный сок, вишневый
сок, персиковый сок, фруктовый пунш, яблочный сок, клюквенный
сок, мятный чай, пунш из киви, арбузный сок и подсоленную воду.
Важно, что объем одних напитков был больше, а других –
меньше. Обезьяны часто предпочитали один вкус другому, но им
также нравилось получать больше, а не меньше, поэтому им не
всегда было просто принять решение. Каждая обезьяна указала на
свой выбор, взглянув на напиток – и получала его.
Затем исследователи поместили крошечные электроды в
орбитофронтальную кору каждой обезьяны. Электроды безболезненно
стимулируют нейроны, которые представляют ценность каждого
варианта. Когда исследователи пропустили через электроды слабый
ток, а обезьяне предложили одновременно два напитка,
нейроны, задействованные в обоих вариантах, начали срабатывать
быстрее. Это означало, что оба варианта для обезьяны стали более
привлекательными, но из-за способа кодирования значений в мозгу
привлекательность одного варианта возросла больше, чем другого. В
результате низкоуровневая стимуляция заставляла животное с
большей вероятностью выбрать один конкретный вариант.
В другом эксперименте обезьяны видели сначала один вариант, затем
другой, прежде чем сделать выбор. Подача более высокого тока,
когда обезьяна рассматривала один вариант, нарушила вычисление
ценности, происходившее в то время, что увеличивало вероятность
того, что обезьяна выберет тот вариант, где оценка не была
нарушена. Этот результат указывает на то, что значения ценности,
вычисленные в орбитофронтальной коре, являются необходимой частью
выбора.
«Когда дело доходит до такого выбора, мозг обезьяны и мозг
человека кажутся очень похожими, – отметил Камилло Падоа-Скиоппа,
ведущий автор исследования. – Мы думаем, что эта же нейронная
цепь лежит в основе всех видов выбора, который делают люди,
например, между разными блюдами в меню ресторана, финансовыми
вложениями или кандидатами в президенты. Каждый раз, когда выбор
основан на субъективных предпочтениях, за это отвечает нейронная
цепь».
Понимая, как на уровне нейронов оцениваются варианты и как
делается выбор, ученые смогут лучше изучить, почему у людей
с такими состояниями, как зависимость, расстройство пищевого
поведения, депрессия и шизофрения, иначе происходит процесс
принятия решений.
[Иллюстрация: MIKE WORFUL]
Источник: www.eurekalert.org
Источник: scientificrussia.ru